Введение адвокатской монополии

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться .

«Адвокатская монополия» анонсирована

24 октября 2017 г. 19:13

Опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

24 октября на официальном сайте Министерства юстиции РФ размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение нескольких лет. Как отмечает Минюст России, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Документ предусматривает, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования.

Проблемы, требующие решения

Как указано в документе, принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Это предполагается сделать, устранив фрагментацию рынка профессиональной юридической помощи в России, которая привела к тому, что «правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования».

Сфера юридических услуг в России, как указывается в документе, представлена двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию: адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре, и иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц. В качестве отдельной категории выделяются корпоративные юристы, патентные поверенные, нотариусы, аудиторы и государственные служащие.

При этом подчеркивается, что только к адвокатской деятельности предъявляются установленные Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены.

«Отсутствие специального нормативного правового регулирования деятельности лиц, предоставляющих юридические услуги вне установленных требований к качеству таких услуг и правил их предоставления, лишает государство возможности предпринимать какие-либо меры, направленные на санацию рынка путем исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – отмечается в документе.

Другой проблемой, требующей разрешения, отмечается в документе, является отсутствие должного регулирования адвокатской деятельности. «Конфигурация действующего Закона об адвокатуре, разработанного в начале 2000-х годов, не полностью синхронизирована с современными потребностями рынка юридических услуг и не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими в нерегулируемой части рынка, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос», – отмечает Минюст.

Почему адвокатура?

Основной задачей Концепции, по мнению Минюста, является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности; создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов; создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

В тексте Концепции отражен краткий правовой анализ международного опыта регулирования профессиональной юридической помощи. В подавляющем большинстве стран с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных); предъявляются строгие требования к претендентам на получение статуса адвоката; установлены требования к адвокатам, связанные с регулярным повышением и подтверждением квалификации; применяются меры дисциплинарной ответственности по отношению к адвокатам, нарушающим обязательства перед клиентами и не соблюдающим законодательство об адвокатской деятельности, профессиональные и этические стандарты; во многих случаях законодательством об адвокатуре предусмотрено обязательное страхование профессиональной деятельности адвокатов; применяется гибкий подход к вопросу выбора форм ведения совместной деятельности; существует возможность заключения адвокатами трудовых договоров при одновременном установлении специальных норм, гарантирующих такие общие принципы организации и деятельности адвокатуры, как независимость, самоуправление и корпоративность.

При выработке возможных вариантов упорядочения системы оказания профессиональной юридической помощи рассматривались два основных сценария: введение института саморегулирования части рынка, для которой правила предоставления юридических услуг не установлены, или объединение всех участников рынка на площадке модернизированной адвокатуры.

Однако анализ показал, что первый вариант для достижения целей Концепции является преждевременным. В частности, к возможным отрицательным последствиям первой модели отнесены создание двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности, неэффективное исполнение своих функций саморегулируемыми организациями и, как следствие, допуск на рынок участников, только формально отвечающих установленным требованиям.

«На сегодняшний день только адвокатская деятельность обладает установленными Законом об адвокатуре и Кодексом едиными требованиями к претендентам на допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи, нормами и этическими правилами осуществления такой деятельности, механизмами дисциплинарной ответственности. Одновременно в целях обеспечения исполнения адвокатом возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий законом установлен ряд гарантий адвокатской деятельности», – подчеркивается в Концепции.

Принимая во внимание, что ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, в том числе с точки зрения рисков наступления для получателей юридических услуг процессуально оформленных негативных последствий деятельности их представителей, Минюст считает, что следует установить правило, в соответствии с которым правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката. Правом предоставления юридических услуг на возмездной основе в целом в перспективе следует наделить только адвокатов и адвокатские образования.

В Концепции подчеркивается, что положения проектируемых в ее рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Также будет рассмотрен вопрос о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят и участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе.

Механизмы реализации Концепции

В связи с вышесказанным предлагается внести ряд значимых изменений в законодательство об адвокатуре, результатом которых с учетом предоставления исключительного права судебного представительства адвокатам (с изъятиями, предусмотренными Концепцией) должен стать переход значительной части практикующих юристов в модернизированную адвокатуру.

Концепция предусматривает создание возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов.

Реализация Концепции предполагает расширение организационно-правовых форм адвокатских образований путем создания коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности. «Это позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию адвокатом публично-правового компонента в качестве особого субъекта, осуществляющего функцию по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, и, с другой стороны, предоставит оптимальные возможности для ведения деятельности с использованием организационно-правовых форм, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов», – поясняется в документе.

В целях обеспечения высокого качества оказываемой юридической помощи предполагается в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности в дополнение к норме об обязанности адвоката повышать свою квалификацию установить ответственность за ее неисполнение. В качестве механизма такой ответственности предлагается предусмотреть возможность адвокатской палаты субъекта приостановить статус адвоката, а в случае неоднократного нарушения – прекратить его.

Также предлагается введение специализации в адвокатской деятельности. Это обусловлено, в частности, потребностью многих юристов в избрании определенной отрасли права в качестве основной или единственной профессиональной практики. Предполагается, что адвокат, получивший звание специализированного, будет получать соответствующий сертификат от адвокатской палаты, при этом он сохранит право практиковать в качестве адвоката общего профиля.

Минюст назвал вызывающими критику и требующими обсуждения положения Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми статус адвоката могут приобрести лица, ранее судимые за совершение умышленных преступлений.

В Концепции также отмечено, что при подготовке изменений следует обеспечить условия и установить сроки для разработки и утверждения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности. «Введение стандартов должно быть обеспечено нормами, обязывающими адвокатов к их соблюдению, и синхронизацией таких норм с инструментами дисциплинарной ответственности адвокатов за их нарушение», – подчеркнуто в документе.

Кроме того, Минюст отметил, что необходимо возобновить работу, связанную с рассмотрением вопроса о введении обязательного страхования рисков профессиональной ответственности адвокатов и адвокатских образований, в целях защиты интересов самих адвокатов (адвокатских образований) и их доверителей.

Помимо изменения положений Закона об адвокатской деятельности и ТК РФ, реализация Концепции предполагает и иные поправки в законодательство. Предусматриваются корректировки в НК РФ, связанные с уточнением налогообложения коммерческих форм адвокатских образований и адвокатов.

В связи с введением в 2023 г. исключительного права адвокатов на судебное представительство необходимо внесение изменений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ. Одновременно необходимо внесение изменений в процессуальное законодательство по вопросу допуска к судебному представительству корпоративных юристов и иных категорий лиц, на которых не распространяется планируемое реформирование.

«Законодательное закрепление правила, в соответствии с которым правом предоставления юридических услуг будут наделены только адвокаты (с учетом изъятий, предусмотренных Концепцией), потребует разработки норм, устанавливающих ответственность за его нарушение. При этом санкционные механизмы должны предусматривать ответственность как физических, так и юридических лиц», – уточняется в документе.

Иностранный вопрос

Отдельно в Концепции поднимается тема деятельности в России международных юридических фирм и иностранных юристов и адвокатов.

Отмечается, что при создании новых стандартов регулирования юридической профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по иностранному праву: «Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией».

Предполагается, что осуществление адвокатской и иной деятельности по оказанию юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, будет допускаться только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности. Предоставление возможности иностранному гражданину получить статус адвоката в России не исключается.

При этом в Концепции указано, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. Причем прямая или косвенная подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам должна быть исключена, в частности путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований.

Этапы реализации Концепции

Учитывая масштабность реформы, предполагается, что реализация Концепции будет проходить поэтапно, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 г., в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и возможность участия в государственных закупках.

Также должны быть введены правила относительно деятельности юристов и адвокатов иностранных государств на территории России и порядка получения ими адвокатского статуса в Российской Федерации. Должен быть введен запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев.

В тексте проекта указано, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов. Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру, поскольку сохранение существующего порядка определения размера взносов создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты (а также лица, указанные в разделе IV Концепции). Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Поделиться Прямая ссылка на материал: Поделиться: Поделиться

Адвокатура-2020: итоговое решение по «адвокатской монополии», создание комплексной информационной системы, обсуждение возможности включения адвокатов в квалификационные коллегии судей

Согласно протокольному распоряжению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по итогам встречи с представителями адвокатского сообщества до 20 июля следующего года должно быть принято окончательное решение по обсуждаемой несколько лет концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Причем ее доработкой будет заниматься непосредственно правительство. Как сообщил на состоявшейся в минувшую пятницу встрече с журналистами президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, до 20 февраля Минюст России, который, напомним, является разработчиком проекта концепции, должен направить документ в кабинет министров. При этом, по его словам, адвокатское сообщество спокойно воспримет любое решение по концепции. «Это было бы правильно , потому что в большинстве стран только лица с адвокатским статусом участвуют в качестве представителей в суде, но мы в принципе и дальше можем работать в том порядке, который действует сейчас. Тем более что в условиях неопределенности концепции и затягивания принятия принципиального решения идея становится менее привлекательной, наталкивая на размышления о том, почему, если идея хорошая, ее так долго не реализуют», – пояснил президент ФПА РФ.

Еще одно данное премьер-министром поручение касается обсуждения возможности участия адвокатов в работе квалификационных коллегий судей – по аналогии с существующей практикой включения судей в состав квалификационных комиссий региональных адвокатских палат (ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; далее – закон об адвокатуре). Адвокатское сообщество разработает соответствующие предложения и попытается убедить в их целесообразности – для имиджа судей в том числе – Верховный Суд Российской Федерации, так как без согласования с ним эта идея не сможет быть реализована, подчеркнул Юрий Пилипенко.

Для составления договора оказания юридических услуг воспользуйтесь сервисом «Конструктор правовых документов» системы ГАРАНТ.

Попробовать сейчас

Кроме того, ФПА РФ предстоит cкорректировать Кодекс профессиональной этики адвоката и ряд внутренних регламентов палаты в связи с внесенными Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ (далее – Закон № 400-ФЗ) в закон об адвокатуре изменениями, большинство которых вступают в силу 1 марта 2020 года. В частности, палате предстоит разработать порядок рассмотрения жалоб на решения советов адвокатских палат о прекращении статуса адвоката – поправками введена возможность такого рода апелляции в ФПА РФ (ст. 37.2 закона об адвокатуре). Помимо этого, до указанной даты должны быть приняты правила применения так называемого гонорара успеха – возможность включения в соглашение об оказании юридических услуг условия о зависимости размера выплаты вознаграждения адвоката от результата оказанной им юридической помощи теперь прямо прописана в законе (за исключением помощи в рамках рассмотрения уголовных дел и дел об административных правонарушениях; п. 4.1 ст. 25 закона об адвокатуре). «К 1 марта мы обязаны утвердить эти правила, проблем, думаю, не будет. Практика применения гонорара успеха во многих странах достаточно наработана. Есть позиции конституционных судов, множество научных и публицистических разработок. Мы все это обобщим и в указанный срок примем соответствующие правила, регламентирующие порядок применения гонорара успеха», – сообщил вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев.

Еще одно ключевое направление работы ФПА РФ в ближайшее время – создание комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР). Функционал системы будет обширным: помимо возможностей по автоматизированному распределению дел между защитниками по назначению и проведению онлайн-тестирования претендентов на получение статуса адвоката в рамках квалификационного экзамена, прямо предписанных внесенными в закон об адвокатуре поправками (п. 2 ст. 11, подп. 3.1 п. 3 ст. 37 закона об адвокатуре в редакции Закона № 400-ФЗ), предполагается интеграция КИС АР с информационными системами судов, порталом госуслуг, системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «КИС АР включает в себя, помимо прочего, систему электронного документооборота и все прикладные программы, которые могут потребоваться адвокатам в ходе их деятельности. Главной ее частью будет являться личный кабинет адвоката, который изначально будет использоваться как окно доступа к автоматизированному распределению дел, а впоследствии должен превратиться в полноценное рабочее пространство адвоката, позволяющее подписать любой электронный документ, обратиться к суду в электронном виде, направить электронный адвокатский запрос, произвести любые начисления, вести необходимую бухгалтерию», – уточнила член Совета ФПА РФ Елена Авакян. На прошлой неделе палата определилась с разработчиком системы, им станет ПАО Сбербанк.

Разумеется, кроме новых задач, обусловленных внесением изменений в профильный закон или необходимостью автоматизации работы, у адвокатского сообщества есть ряд постоянных целей. Одна из самых главных – разработка предложений, направленных на повышение гарантий обеспечения состязательности сторон в процессе. Поэтому адвокаты очень ждут утверждения перечня поручений Президента РФ по итогам заседания СПЧ под его председательством в части расширения подсудности судов присяжных, создания института следственных судей и корректировки норм о назначении судебной экспертизы.

Концепция регулирования рынка юрпомощи: ограниченная адвокатская монополия, основанная на доверии

В октябре текущего года Минюст России опубликовал на своем официальном сайте проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Планируется, что с 1 января 2023 года оказывать юридическую помощь на возмездной основе смогут только адвокаты и адвокатские образования. Они же, по общему правилу, с этой даты будут осуществлять представительство во всех судебных инстанциях.

Однако, как ранее и указывало министерство, проект концепции может быть доработан с учетом предложений, поступивших в ходе его обсуждения. Как отметил заместитель Министра юстиции России Денис Новак в ходе общественных слушаний в ОП РФ, прошедших вчера, уже сейчас можно сказать, что определенные корректировки концепция претерпит. Он также рассказал об основных направлениях изменений.

Не исключено, что полный переход к новому регулированию состоится не 1 января 2023 года, а позже. По словам эксперта, окончательное решение будет принято только при наличии трех критериев. Во-первых, будет оценена численность адвокатов, то есть начнут ли юристы активно переходить в адвокатуру в соответствии с новыми правилами или нет. В связи с этим планируется провести анализ, насколько юристам будет доступен такой переход.

Во-вторых, планируется выяснить, станут ли услуги адвокатуры доступны для граждан по стоимости. Предположительно, сбором, раскрытием и обобщением сведений о тарифах на услуги займутся непосредственно адвокатские палаты.

В-третьих, предполагается провести социологические исследования, которые покажут, считает ли население страны услуги адвокатов доступными.

Денис Новак подчеркнул, что ключевой особенностью перехода должно стать доверие к реформе, а его необходимо обеспечить за счет прозрачности нововведений. Преимущества от реформы, как ожидается, ощутят именно доверители, которые хотят получать квалифицированную юридическую помощь. Это подтвердил и президент ФПА России Юрий Пилипенко. По его словам, данный проект важен не столько для адвокатуры, сколько для общества и государства.

Отметим, что в полном смысле назвать реформу адвокатской монополией вряд ли получится, по крайней мере, исходя из текущей редакции концепции. Как напомнил советник ФПА РФ Василий Раудин, проект концепции содержит перечень лиц, деятельность которых она не затрагивает. К их числу отнесены государственные и муниципальные служащие, нотариусы, законные представители граждан, юристы-инхаусы и руководители организаций, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также НКО, оказывающие юридическую помощь в соответствии с целями создания. То есть им, чтобы оказывать юридические услуги и осуществлять судебное представительство, не придется становиться адвокатами. При этом список исключений, по словам Дениса Новака, может быть расширен.

«Появится часть, которая будет говорить, что если лицо обладает иным регулируемым статусом – патентный поверенный, аудитор, арбитражный управляющий, то в рамках осуществления этой деятельности, например, если возникает необходимость представлять интересы в судах, не потребуется приобретения статуса адвоката», – рассказал он. Кроме того, планируется, что оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе без необходимости получения статуса адвоката смогут студенты, работающие в юридических клиниках при вузах под руководством наставников. Денис Новак обратил внимание, что реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией.

Также еще планируется обсуждать, в каких организационно-правовых формах будут создаваться адвокатские образования. Пока проект концепции содержит лишь базовый перечень форм – это ООО, непубличные АО, полные товарищества и производственные кооперативы. Денис Новак предположил, что в такие организации можно будет допустить иных лиц, кроме адвокатов, например, инвесторов в качестве сопартнеров. Речь идет о лицах, обладющих специальным статусом, например, аудиторов и патентных поверенных, контроль в управлении при этом останется у адвокатов. Подобное регулирование, по данным эксперта, сегодня применяется в Германии.

Ряд проблем, требующих решения, уже сейчас выявлен в связи в планируемым введением упрощенного порядка приема в адвокатуру. В соответствии с проектом концепции, квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юриспруденции, а также стаж работы по юридической специальности либо в качестве ИП не менее пяти лет. Причем стаж работы должен быть связан именно с оказанием юридических услуг.

Заместитель Министра юстиции РФ допустил, что это положение изменится, и будет учитываться стаж в качестве юриста-инхауса или работа в госорганах. Как именно планируется проверять наличие стажа – тоже пока неясно. Самым простым эксперты представляют проверку по трудовой книжке.

Тот же упрощенный порядок порождает и другую проблему. По мнению экспертов, недопустимо снижение стандарта оказания юридической помощи по уголовным делам. Напомним, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый или обвиняемый от него не отказался (п. 1 ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса). Но, предположительно, далеко не все адвокаты, которые только получат статус, еще и в упрощенном порядке, смогут квалифицированно оказать такую помощь. Особенно если они не специализировались в этой сфере и даже не сдавали полноценный адвокатский экзамен, включающий вопросы по уголовному процессу.

Однако несколько вариантов решения данного вопроса уже обсуждается. По словам Дениса Новака, сегодня в некоторых регионах и так достаточно адвокатов по назначению, причем наблюдается даже конкуренция между ними. Возможно, те, кто сдавал полноценный экзамен, получат преимущество при назначении адвоката в соответствии с нормами УПК РФ. Адвокаты, получившие статус в упрощенном порядке, тоже смогут осуществлять такую деятельность, но по соглашению с доверителем. Кроме того, возможно, будет введены дополнительное обучение и стажировки для адвокатов, не сдававших квалификационный экзамен.

Как указал эксперт, Минюст России заинтересован в обсуждении проекта концепции и привлечении к этому процессу не только адвокатов, но и практикующих юристов, правозащитные организации, а также тех, кто осуществляет деятельность в юридических клиниках. «Раз мы стремимся объединить профессию, объединение может строиться только на консенсусе», – отметил он.