Закон 66 ФЗ о садоводческих объединениях

Содержание

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.11.2000 N 137-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.11.2007 N 268-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 07.05.2013 N 90-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 03.07.2016 N 337-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П, от 30.06.2011 N 13-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
  • Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
    • Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 8. Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке
    • Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 10. Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката
  • Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
    • Статья 12. Утратила силу
    • Статья 13. Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
    • Статья 15. Утратила силу
  • Глава IV. Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
    • Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 19.1. Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
  • Глава V. Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями
    • Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением
    • Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
    • Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления
    • Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства
    • Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
  • Глава VI. Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков (статья 28, статья 29, статья 30, статья 31). — Утратила силу
  • Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 32. Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
  • Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями
    • Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
    • Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений
    • Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям
  • Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
    • Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
  • Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за нарушение законодательства при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства
    • Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов
    • Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства
    • Статья 48. Утратила силу
    • Статья 49. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
    • Статья 50. Утратила силу
    • Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам
  • Глава XI. Заключительные положения
    • Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 53. Переходные положения
    • Статья 54. Об отмене ранее принятых законов
    • Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Отмена Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Подробности Опубликовано 31.05.2019 11:37

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Отмена Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) перестал действовать с 31.12.2018.

Соответственно, с 01.01.2019 стал действовать в основной своей части Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ).

По сравнению с ранее действовавшим законом вступивший в силу закон внес ряд значительных изменений в правовое регулирование ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Законом № 217-ФЗ, в частности:

— дается определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, взносы;

— устанавливается организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства и огородничества;

— регламентируется порядок ведения садоводства и огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

— определяется порядок ведения садоводства и огородничества на садовых и огородных земельных участках без создания товарищества;

— устанавливаются порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в т.ч. при расходовании ими денежных средств товарищества;

— регулируются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства;

— предусматривается порядок государственной и муниципальной поддержки граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, а также создаваемых ими организаций в этой сфере.

Членами товарищества могут быть только физлица. В отличие от Закона № 66-ФЗ, который устанавливал возрастной ценз для участника с 18 лет, теперь такого ограничения нет. Как и ранее, участие юрлиц и ИП в садоводческих и огороднических товариществах Законом № 217-ФЗ не предусмотрено.

Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.

Если Закон № 66-ФЗ предполагал существование таких форм садоводческих товариществ как СНТ, ОНТ, ДНТ и ДНП, то теперь остаются только две: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).

Срок и обязанность реорганизации ранее созданных товариществ не установлены. Учредительные документы и наименования подлежат приведению в соответствие с Законом № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов. До приведения документов в соответствие с Законом № 217-ФЗ они действуют в части, которая не противоречит Закону № 217-ФЗ.

Также предусмотрено, что изменение наименований товариществ в связи с их приведением в соответствие с Законом № 217-ФЗ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию.

Решение относительно статуса организации выносится на собрании членов товарищества путем голосования.

Новый закон также регламентирует тип взносов. После вступления закона в силу останутся взносы 2 типов — членские и целевые.

Членские взносы могут быть потрачены только:

— на содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплату арендных платежей за имущество,

— на расчеты с организациями, снабжающими тепловой и электрической энергией, водой, газом, осуществляющими водоотведение;

— на расчеты с оператором по обращению с ТКО;

— на благоустройство земельных участков общего назначения;

— на охрану территории и обеспечение пожарной безопасности;

— на проведение аудиторских проверок товарищества;

— на выплату зарплаты лицам по трудовым договорам;

— на организацию и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;

— на уплату налогов и сборов.

Целевые взносы могут быть направлены решением общего собрания товарищества на любые мероприятия.

Вступительные взносы отменяются. Вернуть старые вступительные взносы нельзя. Все взносы перечисляются по безналичному методу на расчетный счет товарищества.

Минимальное количество людей для организации товарищества — 7 человек. Председатель товарищества выбирается на срок 5 лет (раньше выбирался на срок 2 года). Все документы товарищества должны храниться не менее 49 лет.

Все члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчетностью. Если члену товарищества понадобилась копия какого-либо документа для его передачи в государственные органы, то такая копия должна предоставляться бесплатно. Если члену товарищества понадобилась копия какого-либо документа, но копия не будет передаваться в органы государственной власти, то такая копия должна предоставляться за плату, размер которой устанавливается на собрании.

Определен порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества. Решение об исключении из товарищества может быть обжаловано в судебном порядке.

Установлено, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Кроме того, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

Также изменились правила, касающиеся земель общего пользования. Раньше такие земли считались коллективной собственностью, теперь любой участник товарищества может перевести коллективную собственность в долевую, а размер доли участника товарищества будет пропорционален размеру его участка (это же самое правило касается и налога на земли общего пользования).

Как и ранее, садоводам-индивидуалам, то есть гражданам, которые не являются членами товарищества, предоставлено право на ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе. Это право предоставляется на платной основе, а в случае ее невнесения такой платы она взыскивается в судебном порядке.

Таким образом, расходы будут одинаковыми для членов товарищества (целевые и членские взносы) и для индивидуалов-садоводов (плата за пользование общим имуществом товарищества). Кроме обязанности вносить плату, Закон № 217-ФЗ наделяет садоводов-индивидуалов правом на участие в общем собрании членов товарищества и голосовании при принятии решений, в частности, по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

Некоммерческие товарищества вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, то есть пользоваться скважинами, до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.

Следует заметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых участках допускается только в том случае, если такие участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Таким образом, строить на садовых земельных участках можно садовые либо жилые дома, гаражи, а также хозяйственные постройки (сараи, бани, теплицы, навесы и др.).

В свою очередь, на огородных земельных участках можно будет только возводить хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая, а вот строить дома — нет.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию.

При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать следующим параметрам объекта индивидуального жилищного строительства:

— отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более 3;

— высотой не более 20 м;

— состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Следует заметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых участках допускается только в том случае, если такие участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Определено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом — садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен дом.

Отдел государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Владимирской области

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». В ведении Росреестра находится ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». 13 октября 2016 года руководителем Росреестра назначена В.В. Абрамченко.

Создание некоммерческого товарищества

Решение, что лучше отвечает целям будущего предприятия: создание некоммерческого товарищества или организации другого типа, является ключевым. Оно требует понимания того, чем же НКО отличается от НКТ. Разберемся в юридических тонкостях.

Отличие некоммерческого товарищества от других НКО

В статье № 50 ГК РФ дается точная формулировка некоммерческой организации (НКО). Исходя из данного определения, некоммерческое товарищество – частный случай НКО. Оно может быть в единственно разрешенной законодательством форме – только в виде добровольного объединения собственников недвижимости.

Объединяться в НКТ могут собственники:

  • жилого строения (как владельцы части многоквартирного или индивидуального дома, так и полные владельцы недвижимости);
  • садов и огородов (владельцы шести соток, дачных участков);
  • земельных наделов.

Принципиальным моментом является то, что порядок создания некоммерческого товарищества предусматривает обязательное включение в его название определения «товарищество собственников недвижимости», если собственники на учредительном собрании решили выбрать форму именно некоммерческого товарищества.

Есть еще несколько принципиальных моментов:

  • цель создания ТСН – управление недвижимым имуществом;
  • ТСН может существовать лишь за счет добровольных взносов своих членов;
  • общее имущество ТСН принадлежит его членам на правах долевой собственности.

Какое товарищество лучше открыть

Некоммерческое товарищество – это частный случай более общего понятия некоммерческой организации. Порядок создания для них один и тот же. Сведения, которые понадобятся при создании НТ, не отличаются от тех, что нужны для НКО.

Товарищества бывают 3 типов.

  • Садоводческое. В такой организации делается упор на сельскохозяйственное использование земельного надела.
  • Дачное. Подразумевается строительство жилого дома на участке.
  • Огородническое. Ближе к садоводческому, но есть нюансы.

Помимо НТ, можно оформить организацию любого из трех вышеперечисленных типов, но она будет называться:

  • кооператив;
  • партнерство.

У этих типов НКО свои особенности.

Как организовать товарищество собственников недвижимости?

Организация ТСН начинается с собрания собственников недвижимости, на котором принимается решение о создании товарищества. Собрание выбирает председателя будущего объединения, наделяет его полномочиями и поручает формирование пакета документов для регистрации. Такие же требования существуют и для тех организаций, которые хотят оформить НКО в любой другой форме. Все начинается с собрания учредителей.

Важно: Председатель ТСН вправе нанимать себе помощников, обращаться к третьим лицам в проведении регистрации, ведении хозяйственной деятельности, только если это будет разрешено общим собранием собственников недвижимости. Все вопросы стоимости и оплаты таких услуг решаются советом, если собрание не делегировало эти полномочия своему председателю.

Стоимость обязательного взноса за оформление юридического лица в 2020 — 2021 году – 4 000 рублей. Документы можно подавать как лично в органы ФНС или через МФЦ, так и удаленно, пользуясь электронным кабинетом на сайте ФНС, или по почте.

В случае, если пакет документов собран правильно, и нет ошибок в оформлении заявления на регистрацию, ФНС выдает свидетельство о гос. регистрации, экземпляр устава ТСН с отметкой налоговой и выписку из ЕГРЮЛ через три рабочих дней. Зарегистрировать товарищество довольно просто.

Регистрация НКТ

Документы для регистрации ТСН, так же как и при принятии решения открыть НКО, готовятся в два этапа.

Первый этап – нотариальная заверка протокола учредительного собрания ТСН, подписи на заявлении по форме Р11001 на гос. регистрацию, заверка личности заявителя (председателя ТСН или полномочного представителя) – копии его паспорта.

Второй этап – регистрация некоммерческого товарищества в налоговой. Для этого подается следующий пакет документации:

  • заявление (типа Р11001), нотариально заверенное;
  • нотариально заверенное решение консилиума;
  • устав ТСН;
  • подтверждение оплаты госпошлины – квитанция;
  • копия паспорта заявителя (нотариально заверенная) и/или доверенность от законного представителя власти на полномочного представителя.

Важно: Если председатель ТСН подает заявление лично в территориальный орган ФНС, то заверять подпись его на заявлении нотариально и предоставлять нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего личность, не нужно. С 2020 года можно не предоставлять и квитанцию об уплате пошлины. ФНС может самостоятельно узнать эти сведения в казначействе.

ФЗ-66 от 15 апреля 1998 года, статья 1, последний абзац:

Государство в целях сохранения плодородия земли и извлечения из неё пользы выделяет земельные участки под садоводство. В пределах этих выделов гражданам нарезаются индивидуальные садовые участки. Внутри каждого выдела организуются проезды, улицы, проходы и другие элементы инфраструктуры. Всё это, в конечном итоге, государство закрепляет за садоводами на праве общей (совместной) собственности, как необходимое условие развития садоводства. Государство идёт дальше и законодательно закрепляет долю каждого владельца в общей земельной собственности.

От противников можно услышать дальше: «А мне это вся ваша возня с организацией не нужна. Я и сам справлюсь». Сомневаюсь, что один садовод сможет провести себе электричество, газ, воду, другие инженерные коммуникации, отремонтирует подъездную дорогу к своему участку, сможет защитить своё имущество от воров и решить ещё множество задач с местными властями и государством.

Садоводческое некоммерческое товарищество учреждаются гражданами для решения общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Один садовод глобальные ресурсоёмкие задачи решить не может. Для этого создаётся СНТ, как организация садоводов.

Имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Управляет этой общей (совместной) собственностью СНТ, юридическое лицо, выступает в роли управляющей компании нанятой садоводами. Обратимся к определению членских взносов, данному Садоводу в 1 статье ФЗ-66 от 15.04.1998 г., то совершенно очевидно то, что членские взносы идут на текущие расходы товарищества, то есть на содержание СНТ и на приобретение, создание собственности юридического лица.

Правило: Взносы, периодически сдаваемые садоводами на содержание инфраструктуры, а также создание имущества общего пользования, которое явно или косвенно, направлено на содержание инфраструктуры и не является предметом необходимости, вытекающим из норм законодательства, или собственностью, принадлежащей садоводам, будут являться членскими. ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 21, часть 1, п.п. 10, 11, 12 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)»

В соответствии с статьёй 21 пунктом 1 пп. 10 и 12 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)» общее собрание членов СНТ утверждает смету доходов и расходов товарищества согласно нормам установленных Положением целевых фондов и в точном соответствии с количеством участков в СНТ. Из сметы правомерно вытекают размеры взносов и платежей. Итог: Садоводы имеют приходно-расходную смету СНТ, регламентированные, понятные каждому садоводу сбор и распределение денег, для ведения прозрачного бухгалтерского учёта.

Остался один якобы незамеченный нами пункт закона при разборе полётов о взносах и платежах. Это пп. 11 п. 1 ст. 21 ФЗ-66 от 15.04.98 г. Пришло время определиться с пенёй и её размерами.

Как показывает опыт, пеня устанавливается в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Эта цифра присутствует во многих договорах, которые заключаются между сторонами в РФ, в т.ч. между СНТ и подрядчиками на выполнение каких-либо работ, возведении объектов общего пользования и т.д. Данная пеня несколько выше, чем определённая в статье 75 НК РФ, но она вполне допустима и признаётся неизменной для рассмотрения в судах.

Для дальнейшей работы, выработки рекомендаций садоводам обратимся к Гражданскому кодексу РФ: В результате суда пеня может быть уменьшена и приведена в соответствие статье 75 Налогового кодекса РФ. Т.е. суд рассчитает уменьшенную сумму долга вот по такой формуле где, П = Н х Д х СР/100% х 1/300

П — пеня; Н — сумма неплатежа; Д — количество дней просрочки;

СР — ставка рефинансирования ЦБ РФ

Если садовод имеет собственность, то он ею беспрепятственно владеет, пользуется, распоряжается согласно ст. 209 «Содержание права собственности» ГК РФ, что составляет право собственности. Из этого права одновременно на собственника возлагается бремя и риск содержания собственности (ст. 210 «Бремя содержания имущества» ГК РФ). Теперь попробуйте сами ответить на вопрос: «Каким образом можно содержать земельный выдел, переданный двумстам садоводов, со своими индивидуальными садовыми участками более-менее всё понятно. Если Вы его взяли в собственность, значит Вам от этой земли что-то надо, и Вы будете его эксплуатировать в соответствии с разрешённым использованием.

Председатель должен организовать садоводов, содержание земель общего пользования: общее собрание, правление и другие органы СНТ они же призваны и контролировать садоводов в пределах своей компетенции и полномочий — это подтверждает статья 14 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

А далее можно смело утверждать, что вложение денег садоводами в содержание земельного выдела в границах СНТ есть ничто иное, как периодическая сдача всеми владельцами индивидуальных садовых участков денежных средств, называемых членскими взносами в точном соответствии с нормами ФЗ-66 от 15.04.1998 г. И именно членские взносы являются основой для существования СНТ.

Решая общие социально-хозяйственные задачи, СНТ, как организация, создаёт вполне определённую для данного конкретного объединения инфраструктуру.

Из определения следует, что только всё вместе взятое: имущество общего пользования с органами управления, контроля, наёмными работниками и составляют эту самую инфраструктуру, которую садоводы согласно ст. 210 ГК РФ обязаны содержать. Гражданский кодекс РФ, статья 210 «Бремя содержания имущества»

ФЗ-66 от 15.04.1998 г. статья 19 «Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения»

ЧЛЕН САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ОБЯЗАН:

Нести бремя содержание земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

Своевременно уплачивать членские и иные взносы предусмотренные настоящим Федеральным законом и УСТАВОМ Товарищества, налоги и платежи за свой участок и за долю в земле общего пользования, платежи за содержание инфраструктуры.

Правление садоводческого объединения совместно с заинтересованными лицами, иными работниками и пр. просчитывают те денежные средства, которые должны быть потрачены на нужды товарищества в очередном году, входящие в расходную часть сметы СНТ. Здесь учитываются средства, которые будут потрачены на создание имущества общего пользования, принадлежащее СНТ, как юридическому лицу. Определить это легко, зная цель, для которой приобретается имущество, на содержание уже имеющейся инфраструктуры. В них входят зарплаты наёмных работников, покупка канцелярских товаров, мероприятия по организации и подготовке общих собраний, телефонные разговоры, ремонт дорог, заборов, здания правления, водопровода, линий электропередач и т.д. Другими словами указанные текущие расходы — это ничто иное, как поддержание той самой инфраструктуры в нормальном рабочем состоянии, или те самые текущие расходы, которые определены в статье 1 «Основные понятия» ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

Пример: СНТ необходимо согласно СП 53-13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и ФЗ-123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приобрести пожарную мотопомпу. Кроме того, запланировано закупить комплект оргтехники для правления, рабочий инструмент для электрика. Это всё однозначно должно быть в собственности СНТ. То есть, имущество покупается, приходуется и используется, как имущество юридического лица. После приобретения это имущество не делится, не выделяется, не возвращается садоводам, исключая случай ликвидации СНТ (ст. 40 — 44 ФЗ-66 от 15.04.98 г.) Здесь важно выделить то, что эти приобретения осуществляются на членские взносы. А вот они-то, как раз, согласно законодательству не возвращаются, т.к. идут на текущие расходы организации.

Разбираемся дальше. Предположим у нас есть некая сумма, которая тщательно просчитана правлением, и которая предположительно будет внесена в смету с предложением к общему собранию утвердить её в качестве расходной части сметы.

Принцип взимания членских взносов

Если садовод в силу владения большим участком (или даже несколькими участками) получает больше от своего участка (участков), то почему обеспечение этих всех благ должно определяться равными взносами? Охранник, делая обход территории товарищества, затрачивает больше времени на больший участок; правление, выполняя свои обязанности даже с одинаковым объёмом работы, в конечном итоге даёт владельцу большего участка извлечь больше материальных благ для себя. Обратимся к букве закона.

Защитники формулы не учитывают изменения, внесённые в статью 15 базового ФЗ-66 от 15.04.98 г. Федеральным законом ФЗ-118 от 26.06.2007 г. В этой связи многие публикации устарели, но до сих пор висят во всемирной паутине. И люди часто попадаются в эти сети, уверовав в то, что написано на страницах сайтов.

Вывод: Членский взнос нельзя рассчитывать, основываясь только на институте членства в общественном объединении, которым является садоводческое некоммерческое товарищество, т.к. взнос — категория, прежде всего, экономическая. Член СНТ, владеющий большим количеством участков по сравнению с другими членами не должен платить равный с другими членский взнос, т.к. при этом нарушается принцип социальной справедливости и увеличивается размер взноса для каждого члена СНТ, владеющего одним и количеством участков.
Принцип: 1 член СНТ — 1 членский взнос верен, но размер взноса не может быть одинаков для всех членов объединения.

Лазейка для землевладельцев СНТ здесь заключена в самой формуле. Не видите? Поясняем. Новоявленный латифундист, оравший на прошлых собраниях о том, что надо брать один взнос с одного члена, обязанности в СНТ у всех равны, теперь это делать не будет. Скупив 9 участков, он станет обладателем мощного земельного участка с правом делать на нём неплохие деньги. Однако, платить ему пока приходится за 10 участков. Далее целью нашего землевладельца будет эскалация действий втайне от СНТ по объединению 10 участков в один с одним кадастровым номером. Кстати, помешать ему это сделать СНТ не в силах. После выполнения замысла в нашем некотором СНТ вместо 100 участков останется 91. В конечном итоге наш собственник спокойно идёт в правление и платит за … — 1 участок один членский взнос.

В этой нашей безнадёжной ситуации бедных садоводов снова заставляют расплачиваться из своих карманов за недостающие взносы с 9 участков, которые были проданы одному хитроумному землевладельцу. И снова в СНТ маячит вопрос: «Что делать?»

Речь в данном случае идёт о том, что членский взнос определяется путём бухгалтерских расчётов. Т.е. общее собрание членов СНТ утверждает своим решением затраты и доходы СНТ в очередном году, из которых путём нехитрых расчётов каждый садовод ещё на собрании узнаёт размер членского взноса, намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку. Исходя из того, что садовые участки, как правило, имеют стандартные 8 соток, то и цифра озвучивается за 8 соток (800 м²). Любой садовод легко может прикинуть размер своего членского взноса за 4 сотки, 5,5 соток или 8 и т.д.

Окончательный точный расчёт размера взноса производит бухгалтер. Сначала общая сумма затрат СНТ в очередном году делится на площадь всех индивидуальных участков (в правлении всегда есть такие исходные данные для расчёта). В результате получается стоимость членского взноса с 1 м², входящего в индивидуальный садовый участок, любого садовода. Умножая эту стоимость на количество метров конкретного индивидуального участка, мы получаем размер взноса.

При этом принципе социальная справедливость соблюдена полностью: кто больше имеет земли в собственности, тот больше платит. Полагаю, что если весь мир, и РФ в том числе, давно так живут согласно принятым законодательным актам, то нет причин СНТ жить как-то иначе.

Статья 21 п. 1 пп. 10 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. устанавливает право общего собрания устанавливать размер взносов. Давайте разберёмся. Раз нет прямого указания в нашем ФЗ-66, то согласно статье 6 ГК РФ мы можем искать аналогичные нормы в других законах.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера земельного участка. А вот что написано в 1 Части НК РФ, статье 38: нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Статья 21, п. 1, пп. 10 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ФЗ-66 от 15.04.98 г. о приоритете принятия решения общим собранием членов СНТ по взносам взимают со своих членов один членский взнос, но он отличается размером, зависящим от площади участка каждого члена.

26.06.2007 г. ФЗ-118 внёс маленькую поправку в базовый ФЗ-66 от 15.04.1998 г.: часть 2 статьи 15, указывающая на то, что один садовод может иметь в собственности только один участок, утратила силу с 03.07.2007 г.

В соответствии с ФЗ-118 любой садовод может прикупить соседний участок, а то и два, три — столько, сколько сможет использовать (обрабатывать).

Но, если решение собрания можно легко пересмотреть, то с уставом это намного сложнее: новая редакция требует регистрации, да и кворум для такого собрания не 50% членов СНТ, а 2/3.

Размер членского взноса, намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку.

Окончательный точный расчёт размера взноса производит бухгалтер. Сначала общая сумма затрат СНТ в очередном году делится на площадь всех индивидуальных участков (в правлении всегда есть такие исходные данные для расчёта). В результате получается стоимость членского взноса с 1 м², входящего в индивидуальный садовый участок, любого садовода. Умножая эту стоимость на количество метров конкретного индивидуального участка, мы получаем размер взноса.

При этом принципе социальная справедливость соблюдена полностью: кто больше имеет земли в собственности, тот больше платит. Полагаю, что если весь мир, и РФ в том числе, давно так живут согласно принятым законодательным актам, то нет причин СНТ жить как-то иначе.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера участка.

Нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Размеры членских взносов

Идём дальше и теперь разбираемся с размерами членского взноса.

Совсем недавно в нашем СНТ никто понятия не имел об имеющемся ФЗ-66 от 15.04.98 г. и всеми теми нормами и действиями, которые из него вытекают. Но, времена меняются и не всегда в худшую сторону. Ближе к делу! Наши садоводы за 2010 г. платили членские взносы из расчёта 300 рублей за сотку. На этом этот расчёт и заканчивался. Если задуматься, то становится понятно то, что эти взносы ничего общего не имели с фактическими затратами СНТ в этом 2010 году. В самом деле, а почему бы не платить 100 рублей или 500 рублей за сотку. На собрании так люди и предлагали. Никто ничего не обосновывал расчётами.

В 2011 году благодаря знакомству с ФЗ-66 общее собрание членов нашего древнего СНТ, наконец-то, приняло приходно-расходную смету, что почти соответствует норме п. 1 пп. 12 статьи 21 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения». Разбирать в этой статье смету по элементам не будем. Нам важно определиться с принципами определения размера членского взноса. А он явным образом вытекает из сметы.

Итак, правление перед общим собранием, на котором должна была утверждаться приходно-расходная смета, заранее (не за 2 недели) проработало во всех отношениях расходную часть сметы в точном соответствии с определением членских взносов, данном в статье 1 ФЗ-66.

В расходы СНТ включаются все траты СНТ, которые общество готово понести в очередном году. Эти траты будут точно соотноситься с содержанием инфраструктуры СНТ и вливанием части средств от взносов в специальный фонд. В эти расходы будут входить зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, охранников, содержание зданий и сооружений, включая всё имущество общего пользования, в т.ч. то имущество, которое было создано на целевые взносы. Включаются сюда и расходы на канцелярские товары, поездки по организациям и ведомствам, телефонные переговоры, обучение и переаттестация персонала, налоговые и иные обязательные платежи, расходы на организацию и проведение общих собраний, ремонт оборудования, дорог общего пользования и пр., и т.п., и т.д. Словом, в расходную часть сметы, формирующую членский взнос, войдут все те расходы СНТ, которые не создают и не развивают инфраструктуру, а только лишь содержат её в точном соответствии с нормами статей 209, 210 ГК РФ.

Имущество общего пользования (общая собственность), создаваемые на средства специального фонда, т.е. на часть членских взносов, как правило, призваны обслуживать инфраструктуру СНТ. Это оргтехника правления, общий забор вокруг СНТ, здание правления, сторожка охранников, шлагбаум на въездах в СНТ, противопожарное оборудование и т.п. То есть, то имущество и объекты, которые не были созданы на целевые взносы, и которые в силу способа создания, приобретения становятся собственностью СНТ, как юридического лица.

Это имущество не выделяется и не выдаётся частями, в денежном выражении в случаях выхода члена СНТ из объединения, продажи участка, дарения и т.п. Это имущество переходит на содержание к новому члену СНТ вместе с садовым земельным участком от старого члена (продавшего, подарившего участок, либо ещё как-то передавшего право собственности).

Будут ли членские взносы одинаковыми для всех садоводов? Ответ очевиден — нет, не будут.

Размер членского взноса для каждого садовода определяется: из расчёта 1 м² от площади собственного .

Если садовода дом не подключён к электролинии, то такой садовод платит тоже взнос на содержание и строительство ЛЭП.

Правомерность начисления членского взноса с садоводов, у которых участок не подключён к электролинии, а пользуются освещением улиц, проездов в СНТ в тёмное время суток. Этот случай надо рассматривать в контексте статьи 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ. Т.е., если собственники ЛЭП за свой счёт сделали систему освещения в СНТ. Максимум, что можно сделать в этой ситуации: раскидать поровну на всех собственников ЛЭП потребляемую системой освещения электроэнергию.

Чтобы все садоводы платили какую-то часть в составе членского взноса за содержание системы освещения (не путайте с потребляемыми системой освещения квт/ч электроэнергии — это коммунальный платёж) надо для начала собрать членов СНТ на общее собрание и принять решение о содержании системы освещения, естественно, согласовав этот вопрос с собственниками ЛЭП. При этом, созданная на средства специального фонда система освещения станет собственностью СНТ, как юридического лица, причём эта собственность будет являться долевой по отношению ко всей ЛЭП. Т.е., будут существовать долевые собственники ЛЭП (садоводы), а ещё появится долевой собственник СНТ. Можно, конечно, создавать систему освещения на целевые взносы всех садоводов, то согласно доле в системе освещения (аналогично доле СНТ в ЛЭП) садоводы будут обязаны сдавать членский взнос на содержание системы освещения (замена ламп, профилактический осмотр, зарплата электрика и пр.)

В итоге всех наших изысканий имеем:

В приходно-расходную смету безусловно входят и целевые взносы, которые собираются отдельно от членских взносов и собственностью СНТ, в отличие от членских, не являются (ст. 4 п. 2 ФЗ-66). Но, целевые взносы рассматриваются на странице «Целевые взносы в СНТ. Отличия от членских взносов, принцип взимания, размер». Там подробненько и разложено всё по полочкам.

Есть и ещё один важный момент в системе взимания членских взносов. Правда он касается и всех остальных сборов в СНТ:

Следует знать и помнить, что правление СНТ не может, не имеет права не учитывать в приходно-расходной смете всех садоводов, включая заброшенные участки. Иначе активные члены СНТ за свой счёт тупо содержат бездельников, не появляющихся в СНТ годами. И число таких не появляющихся растёт и будет расти, если активная часть вместе с правлением не будет принимать мер к неплательщикам.

Убытки, которые образуются в результате недофинансирования приходной части сметы из-за не поступивших платежей, правление имеет право, обязано взыскивать с неплательщиков через суд в соответствии с требованиями статьи 7 «Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», статьи 46 «Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов» ФЗ-66 от 15.04.98 г. и статей: 210. «Бремя содержания имущества», 244 «Понятие и основания возникновения общей собственности», 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ.

Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Предисловие к Федеральному закону N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Гражданину может быть предоставлен (или приобретен им) земельный участок для целей выращивания сельскохозяйственных культур и (или) для отдыха. В зависимости от статуса земельного участка и целях его предоставления (или приобретения) выделяют:

  • садовый земельный участок;
  • огородный земельный участок;
  • дачный земельный участок.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан

– это некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Организационно-правовые формы некоммерческого объединения граждан

Такое «объединение» граждан может иметь форму некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства. Как правило, данное «объединение» функционирует в форме товарищества (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, сокращенно — СНТ, ОНТ, ДНТ).

Такая некоммерческая организация учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Приведенные выше и другие нормы-дефиниции содержаться в статье 1 закона N 66-ФЗ.

Предмет регулирования закона

Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Кроме норм данного закона, для регулирования правоотношений, возникающих в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, применяются нормы Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, и ряда других федеральных законов, а также ведомственных норм и правил.

Применение норм ГК РФ о товариществах собственников недвижимости

С 1 сентября 2014 года нормы статей 123.12 — 123.14 ГК РФ о товариществах собственников недвижимости применяются к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам.

На это указал и Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями», где указано следующее:

При разрешении споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений следует учитывать, что с 1 сентября 2014 года вступает в силу закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого к некоммерческим партнерствам будут применяться нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

Ниже представлен текст документа: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ и вступившими в силу с 04.07.2016 года. Закон действовал до 01.01.2019 года.

15 апреля 1998 года

N 66-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Садоводческое товарищество

11078

Садоводческие товарищества достаточно распространены в нашей стране и являются формой освоения загородных территорий с целью ведения подсобного хозяйства и отдыха. Эта сфера регулируется законодательством и имеет ряд особенностей и характеристик.

Что такое садовое объединение?

Садоводческое товарищество (СТ) – особая организация юридического характера, имеющая определенные обязательства перед государством и формирующаяся из членов.

Товарищества садоводов были сформированы в СССР. Получение земли для садово-огородных работ и возведения загородного дома в те времена было возможно только путем вступления в СТ.

Понятие садоводческого товарищества установлено Гражданским кодексом РСФСР от 1922 года. Данные юридические лица наделялись рядом прав и обязательств:

  1. Являлись землепользователями.
  2. Собирали с участников взносы и коммунальные платежи.
  3. Производили строительные работы на внесенные средства.

Размеры выделяемых земель были ограничены 6-8 сотками, разрешенная площадь для строительства дома не превышала 15% от всей, остальные территории отдавались под сады и огороды.

Земельный кодекс РСФСР 1991 года положил, что СТ могут владеть исключительно землями общего использования.

Существование садовых товариществ сейчас подпадает под 66 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». По нему идет преобразование ранней формы в садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ).

Собственность различается двух видов:

  1. Коллективная – дороги, проходы, водоемы, коммуникации.
  2. Частная – участки участников объединения.

СНТ имеет правоустанавливающие документы на использование землями:

  • бессрочное пользование;
  • передача земель в собственность товарищества.

Федеральный закон регламентирует передачу на безвозмездной основе.

СНТ имеет определенное правовое положение:

  • владеет имуществом;
  • ведет смету потраченных и полученных средств;
  • может открывать счета в различных банках РФ;
  • может иметь свою символику и атрибутику, печать, эмблему, бланки.

Объединение обладает рядом правомочий:

  1. Достигать целей методами, не спорящими с уставом или законодательством.
  2. Отвечать за действия и обязательства своим имуществом.
  3. Привлекать на различные нужды заемные денежные средства.
  4. Заключать трудовые и иные договора с лицами или компаниями.
  5. Выступать в судебных заседаниях в качестве истца или ответчика.

Устав садоводческого товарищества

Устав выступает основным документом, свидетельствующий о его учреждении (посмотреть и скачать можно здесь: ). Объединения создаются по инициативе граждан, а также путем реорганизации СТ в численности от трех участников. Устав согласовывается на собрании учредителей.

Закон обязывает устав содержать следующие положения и порядки:

  • указывать правовую форму, форму организации;
  • название и месторасположение;
  • описание деятельности;
  • правила приема/выхода участников;
  • права и обязанности СНТ и участников;
  • внесения различных взносов и меры, которые принимаются при нарушении заведенных порядков;
  • организации коллективных работ;
  • создания органа управления, указание правомочий;
  • формирования имущества;
  • исключения из членов; меры, предпринимаемые при нарушении участниками уставных порядков;
  • реорганизации, ликвидации.

Положения устава должны находиться в согласии с законодательством. Равно как решения правления СНТ не могут вступать в противоречие с уставом.

Права и обязанности

Членство накладывает определенные правомочия и обязанности. К правам относится:

  1. Возможность избираться в правление СНТ.
  2. Быть в курсе деятельности управляющей верхушки.
  3. Использовать свой участок по усмотрению, но в целях, которые предусмотрены целевым назначением.
  4. Организовывать строительство жилых помещений, хозяйственных построек. При этом необходимо вести строительство, реализуя нормы и требования, предъявляемые к постройкам.
  5. В случае отчуждения участка или ликвидации организации получить часть общего имущества в согласии с целевыми взносами, имущественный пай в числе паевого взноса.
  6. При решениях СНТ, ущемляющих права, обращаться за признанием данных решений недействительными в суд.
  7. При выходе из СНТ, но продолжении пользования земельным участком на его территории, заключить договор о пользовании общим имуществом на определенных условиях.

В категорию обязанностей входит:

  • содержать участок;
  • отвечать за нарушения закона при эксплуатации участка;
  • использовать землю в согласии с ее целевым назначением, своими действиями не наносить ущерб окружающей среде и другим участникам коллектива;
  • уважать и не попирать права иных членов;
  • вовремя выплачивать членские взносы, налоги или иные сборы, установленные ФЗ и уставом;
  • освоить участок в период не более 3 лет;
  • участие в коллективных собраниях, исполнение решений, которые приняты во время них.

Реестр членов садоводческого товарищества

Закон обязывает после создания СНТ председателя или иное уполномоченное лицо создать реестр членов. На это отводится 1 месяц. Мероприятие подразумевает:

  1. Сбор сведений об участниках организации.
  2. Обработка полученной информации.
  3. Ее хранение и при необходимости распространение.

Создание и ведение реестра подчиняется нормативам ФЗ-152 «О персональных данных». Он включает запрет на разглашении информации третьим лицам.

Законодательство выделяет требования к формированию подобного списка. Он должен включать:

  • ФИО членов;
  • адрес для получения отправлений (допускается почтовый и/или электронный);
  • сведения об участке, находящемся во владении участника (кадастровые сведения).

Данные изменения была внесены в 2016 году и до июня 2017 года все СНТ обязаны привести свой реестр в подобный вид.

В обязанности участников входит:

  • предоставление верных данных для внесения в реестр;
  • сообщение, если данные изменились.

Членские взносы в садовом объединении

ФЗ о садовых объединениях выделяет несколько типов взносов, имеющих место в данной форме юридической организации:

  1. Вступительный, идущий на оформлении документов при вступлении.
  2. Членские, вносимые периодически и используемые на оплату работ по договорам с привлеченными извне силами, оплату коммунальных платежей, иные расходы, которые носят регулярный характер.
  3. Целевые и паевые, которые расходуются на создание или покупку средств для инфраструктуры, имущества для использования всеми участниками.
  4. Дополнительные, внесение которых необходимо для закрытия убытков, возникшие в связи с деятельностью СНТ и одобренные общим соглашением.

Членские взносы имеют регулярный характер. Размеры складываются на основе затрат и распределяются равномерно. В расходы входит:

  • оплата поставки воды;
  • электроснабжение.

Большинство организаций перешли на счетчики, так как использование сварочного оборудования, станков, гидронасосов и иных устройств не укладывается в выделенные нормативы. Ряд товариществ вносит запреты на использование мощных электроприборов и выносит разрешения на их применение за определенную плату. Подобные ограничения связаны с малой мощностью электросетей, подведенных к большинству дач и садов.

Также из суммы этих взносов осуществляется оплата вывоза мусора. Крупногабаритный мусор, образовавшийся в ходе строительства или ремонта, члены, как правило, обязаны вывозить самостоятельно.

Уплата взносов является обязанностью участников и служит основой для существования подобных организаций. Неуплата взносов является веской причиной для исключения должника из членов СНТ.

  1. Садоводческое некоммерческое объединение выступает юридическим лицом. Оно формируется из членов, которые объединяются для определенных целей.
  2. Деятельность регламентируется законодательством и уставным документом.
  3. Объединения существуют на взносы членов, которые тратятся на организацию работы и оплату услуг.
  4. Вся документация оформляется согласно нормам законодательства.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по садоводческому товариществу

Вопрос: СНТ не платило налоги. Местные власти выписали предписание ликвидировать товарищество. Как от этого пострадаем мы, члены?

Ответ: Законодательство регламентирует, что в ситуации ликвидации СНТ члены остаются полноправными владельцами участков. Есть возможность до ликвидации организации провести ее реорганизацию. Для этого необходимо организовать общее собрание членов.

  1. Сообщества садоводов и дачников
  2. Порядок регистрации товарищества
  3. Список документов для регистрации
  4. Документы необходимые для работы товарищества

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!