Закон рынка 2

16. Основы формирования рынка и закономерности его становления

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложе­ния; это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Причины возникновения рынка:

 неограниченные потребности человека;

 естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок.

экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

Общие закономерности становления рынка:

1. наличие независимых товаропроизводителей,

2. свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

4. конкуренция товаропроизводителей;

5. свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

6. образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

7. наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

8. открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

17. Функции и структура рынка. Субъекты и объекты рынка

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сде­лок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, про­давцы, предприниматели или физические лица. Во-вто­рых, это юридические лица, к которым относятся разно­го рода предприятия и объединения, организации, ассо­циации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Объекты рыночных отношений это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услу­ги, факторы производства средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшест­ва и идеи.

Функции рынка:

1. Регулирующая,

2. Стимулирующая функция. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

3. Информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.

4. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

5. Санирующая функция. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

6. Социальная. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффектив­ность производства.

Рынок имеет многообразную структуру:

1.По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-тех­нических разработок.

2.В пространственном разрезе выделяют местный (ло­кальный) рынок, который ограничивается одним или не­сколькими районами страны; национальный рынок, кото­рый охватывает всю национальную территорию; всемир­ный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.

3.По механизму функционирования различают свобод­ный (регулируется на основе свободной конкуренции не­зависимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистичес­кая конкуренция); регулируемый (важная роль принадле­жит государству, которое использует экономические ин­струменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует цент­рализованное регулирование ценообразования, финансо­во-кредитного и денежного обращения.

4.В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

5.По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превы­шает спрос) рынки.

Экономические законы рынка. Регулирование рыночных процессов

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Выделяют следующие экономические законы рынка:

· Законы стоимости;

· Законы спроса и предложения;

· Законы денежного обращения.

Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда. Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.

Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Таким образом, главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.

На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:

· Доходы

· Наличие данного товара на рынке (дефицит).

· Психология покупок и вкусы потребителей.

· Эффекты ожидания: рост или снижение цен

· Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).

· Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).

Термины «спрос» и «предложение» характеризуются теорией спроса и предложения. Суть этой теории сводится к следующему — стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.

Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Целью регулирования является создание условий для стабильного и эффективного развития экономики и социальной сферы, удовлетворения экологических требований, повышения дееспособности рыночного механизма, оптимизации деятельности экономических агентов. Экономическое регулирование в целом представляет собой систему, состоящую из саморегулирования на основе законов рыночной экономики, государственного регулирования, общественного и корпоративного регулирования.

Государственное регулирование не есть управление экономикой в строгом значении этого понятия. Государственная деятельность в данном случае не выходит за рамки коррекции, ориентации, внешнего воздействия на процесс воспроизводства. К экономическим функциям государства относятся: поддержание функционирования рыночной системы; обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, необходимых для стабильного развития экономики; защита добросовестной конкуренции; обеспечение условий для модификации рыночной системы; перераспределение доходов и богатства; корректирование распределения ресурсов; стимулирование экономического роста.

В российской экономической науке определился ряд позиций, воспринимаемых многими учеными и практиками однозначно позитивно. К таким позициям относится вывод о том, что рыночный механизм не позволяет решать ряд важных общегосударственных социальных проблем, проблем национальной обороны, здравоохранения, культурного развития, образования, охраны окружающей среды, поддержания пропорциональности, регулирования внешнеэкономических связей и др. Курс на создание в России социально-ориентированной экономики означает, что государство должно стать гарантом неуклонного роста покупательной способности населения и в этой связи предпринимать, в частности, определенные меры для воздействия на рыночное ценообразование, для обеспечения социальной ориентации рынка.

Большинство отечественных исследователей признает и все возрастающую роль корпоративного регулирования в рыночных процессах. Крупные корпорации организуют движение огромной массы товаров и услуг, изучают потребительский спрос, во многом формируют вкусы и предпочтения потребителей. Внутрифирменное планирование в корпорациях, их ценовая политика и маркетинг оказывают существенное воздействие на рынки многих регионов и государств, в том числе РФ.

Для организаций потребителей важными направлениями деятельности в современных условиях становятся:

-контроль за качеством поставляемой на рынок продукции и услуг;

-удовлетворение потребностей основных социальных групп населения, особенно малоимущих, в дешевых, но жизненно важных продуктах;

-повышение занятости населения производительным трудом посредством использования возможностей сферы услуг;

-анализ мест расселения и приложения труда.

Социально-психологические методы регулирования стимулируют отдельные направления деятельности экономических агентов путем повышения их социального статуса, в том числе путем присуждения государственных и общественных премий, проведения профессиональных конкурсов и т.д. Важным элементом социально-психологического регулирования является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам социально-экономического развития, качеству предлагаемых товаров и услуг

Экономические законы регулирования рынка

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

Пензенская государственная технологическая академия

Кафедра «Экономики и менеджмента»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

Экономические законы регулирования рынка

Выполнила: студентка гр. 12ТП1бз

Максимова М.А.

I. Теоретическая часть

экономический рынок доход замещение

1.1 Эффекты дохода и замещения

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле, и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.

Товар Гиффена — товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.

1.2 Государственное регулирование рынка

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

· Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

· Борьба с инфляцией;

· Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели:

· Путем контроля за объемами производства и уровнем цен — в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;

· Путем применения государственных финансовых инструментов — выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

· Путем установления фиксированных цен.

Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством.

Государственное регулирование рынка труда

Государственное регулирование рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.

Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде:

· Создание новых рабочих мест — это возможно осуществить путем сокращения рабочего времени каждого сотрудника;

· Регулирование режима труда и отдыха — это осуществляется путем установления максимального рабочего времени в течении всей рабочей недели.

Применять данные методы стоит с особой осторожностью, поскольку они смогут не только снизить уровень безработицы в стране, но и в значительной степени ухудшить эффективность экономики всей страны в общем. Одним из методов государственного регулирования рынка труда является снижение пенсионного возраста. Подобная практика осуществляется странами Швеции, Испании и Германии.

При организации собственного дела службы занятости труда оказывают активное содействие в оказании материальной и консультативной помощи, а также помощи в подготовке или отборе сотрудников для создаваемых фирм. Данная государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работоспособного населения, но и в организации собственного бизнеса и организации новых рабочих мест. В основном данная мера позволяет защищать права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложения рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Главной экономической мерой регулирования данной структуры является переподготовка работоспособного населения за счет фонда занятости труда. Финансирование системы переподготовки осуществляется из средств юридических лиц. Данная мера носит не только экономический характер, но и является специализированной, позволяя облегчить трудоустройства работоспособного населения, не имеющего постоянного рабочего места. Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату рабочих, создать новые рабочие места, развить предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, его сущность и структура

Ценные бумаги являются главным атрибутом товарного оборота. В связи с эти, государственное регулирование рынка ценных бумаг стало одним из главнейших инструментов государственного регулирования финансового рынка. Главными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, лотерейные билеты и векселя. Государственное регулирование финансового рынка основано на его структуре:

· Денежный рынок — где функции ценных бумаг выполняют наличные денежные средства;

· Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов (или рынок ссудного капитала) — охватывает все финансовые отношения, связанные с предоставлением кредитных ссуд;

· Рынок ценных бумаг — связывает все финансовые и кредитные отношения, поскольку ценные бумаги имеют конкретную собственную стоимость и могут свободно обращаться на рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг позволяет:

· Упорядочить финансовую деятельность и всех участников рынка;

· Создать нормальные финансовые условия функционирования рынка;

· Защитить участников рынка от мошенничества и недобросовестности других участников рынка;

· Формировать новые рынки.

II. Практическая часть

1. Функция спроса на некий товар описывается уравнением

Qd = 24 — P,

а функция предложения уравнением

Qs = 4P — 6.

Если правительство решит установить фиксированную цену 6 руб. за единицу продукции, то возникнет 18 ед. изделий.

2. ТС(5)=250, ТС(6)=280. В этом случае МС(6) равен: 30.

3. На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия.

Если цена товара y равна 4 рублям, то уравнение бюджетной линии будет

Qy=30-2Qx.

4. Экономические издержки на всю массу производимой продукции (TC) зависят от выпуска так:

TC = 0,1 q 3 — 4 q 2+ 50 q + 100.

Это означает, что функция предельных издержек (MC) имеет вид

0,1q2-4q+50.

5. Если совокупный доход фирмы, производящей радиоприемники, составляет 1670 ден. единиц в месяц при объеме выпуска 450 штук, ее постоянные издержки составляют 700 ден. единиц в месяц, а переменные — 400 ден. единиц в месяц, то ее средняя прибыль равна 1,27.

6. Если по корпоративной облигации выплачивается доход в первый год в размере $300, во второй год — $425, то при ставке банковского процента 10%, дисконтированная стоимость этого потока дохода составит 520,26$.

7. Спрос на землю описывается уравнением

QD=750-3R,

где Q — площадь земельных угодий, R — арендная плата.

Если Q=75га, а ставка банковского процента составляет i=10% годовых, то цена этого участка земли будет равна 2250 рублей

8. Эластичность спроса населения на товар по цене составляет — 1,26, а по доходу 0,67. Если цена товара снизится на 5%, а доход увеличится на 7,1%, то спрос возрастет на 11%.

9. Если функция спроса на товар задана уравнением Qd=42-3p, а функция предложения — ,

то излишек потребителя составит 405,84.

10. Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением

P=50-2Q,

а функция общих издержек

TC=8Q+Q2,

то максимальную прибыль он получит при цене и объеме продаж соответственно равных 34 и 8.

12.Экономика описана следующими данными: номинальный ВВП — 710 ден. ед.; реальный ВВП — 650 ден. ед. Дефлятор ВВП составит 1,09.

14. Предположим, что в Республике Куба производятся два вида товаров.

Цены и объемы их производства представлены в ниже приведенной таблице.

Наименование товара

цена

Кол-во

цена

Кол-во

пиво

чипсы

Если 2006 г. является базовым, то дефлятор ВВП в 2007 г. равен 1,11.

16. При естественном уровне безработице 5% ее фактической уровень равен 10%. Если фактический объем ВВП составляет 1110 млр.луидоров, а коэффициент Оукена равен 2,5, то величина потенциального ВВП составит 1432 млрд.луидоров

17. Величина располагаемого дохода 180000 рублей. Расходы на потребление составляют 130000 рублей. Средняя склонность к сбережению составляет 0,28.

18. Стоимость потребительской корзины увеличилась с 4300 руб. до 4500 руб. Темп инфляции составил 4,65%.

19. Государственные доходы составили 15% от ВВП, равного 700 млрд. ден. ед., расходы государства составили 350 млрд. ден. ед. Состояние бюджета характеризуется дефицит 245 млр. ден. ед.

20. Если заработок инженера Н. за март составил 15000 руб., сумма подоходного налога — 1950 руб., необлагаемый налогом минимум — 500 руб., то ставка подоходного налога равна 13%.

21. Известно, что 20% наименее обеспеченного населения получают 5% доходов общества, а 20% наиболее обеспеченного населения получают 60%. Значение квинтильного коэффициента при таких условиях составляет 12.

22. Если уравнение сбережений имеет вид

S = (- 20) +0,25У,

где У — совокупный объем производства и доходов,

то при уменьшении налогов на 200 млн. руб. равновесный ВВП увеличится на 600 млн. руб.

23. Спрос и предложение на услуги копировальной техники в университете описываются уравнениями:

QD = 2400 -100P и QS = 1000 + 250Р,

где Q — количество копий страниц в день,

Р — цена копии одной страницы в рублях.

Идя навстречу пожеланиям студентов, администрация установила цену за одну копию в размере 2-х рублей. В результате образуется избыток спроса на 700 ед.

24. Функция налогов имеет вид

Т=650+0,2Y,

а функция социальных трансфертов

TR=400-0,2(Y-YF),

государственные закупки составляют 500. Потенциальный объем производства YF=2000. Если фактический объем национального производства на 100 меньше потенциального уровня, то государственный бюджет будет иметь профицит 110.

25. Если предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,76, то мультипликатор автономных расходов будет 4,17.

Размещено на Allbest.ru

Важнейшие экономические законы рынка

Основные объективные законы, закономерности и принципы рыночной экономики.

1. Закон стоимости — всеобщий закон, означающий, что все в экономике отраслей и предприятий, организации производства и управления трудовыми ресурсами имеет свою экономическую оценку, стоимость. Без его учета невозможно организовать сколько-нибудь приемлемого производства. Сам по себе закон стоимости, как впрочем, и другие объективные законы, ничего не требует и не предлагает. Он лишь показывает, что может быть в действительности при принятии конкретных решений по привлечению ресурсов, их использованию и получению новой стоимости: будет при этом новая стоимость полезной, обладать необходимой потребительской ценностью или она будет разорительной, не приносить желаемой добавленной стоимости. Использование закона требует строгого знания цены исходных ресурсов, стоимости текущих и будущих затрат, величины издержек организации производственного процесса, стоимости прямых и косвенных факторов производства, цены приложенных усилий и труда, величины новой стоимости, размера добавленной стоимости, объема получаемого ценового и стоимостного эффекта.

2. Закон спроса объективно определяет смысл любого производства. Его суть заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и, наоборот повышение цены – к соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и способность приобретать большее количество продукции по низким ценам и замещать ими более дорогие виды.

3. Закон предложения предполагает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цены на поставляемую продукцию объем предложения товара увеличивается. Отсюда производители стремятся поставлять на рынок большее количество продукции по высокой цене. Однако в настоящее время, при формировании цены предложения в обязательном порядке следует учитывать покупательскую (платежную) способность потребителей и емкость рынка. В этой связи рост цены предложения ограничен и должен стремиться к какому-то оптимуму в зависимости от емкости рынка и платежной способности потребителей. Чем выше цена предложения, тем ниже объемы потребления продукции в натуральном выражении и тем ниже может быть емкость рынка.

4. Закон предложения-спроса устанавливает следующее: поставщики, которые в состоянии производить и реализовывать продукцию по цене рыночного равновесия, имеют возможность успешно организовать свою деятельность; иные оказываются несостоятельными. Закон предложения-спроса предполагает поддержание баланса между производством, сбытом, ценой, емкостью рынка и покупательской способностью потребителей. В основе этого баланса находятся стоимость, цена и доходы.

5. Закон убывающей предельной полезности. Его основной смысл в том, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы продукции приносят потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение (выгоду или пользу). Чем большее количество продукции приобретают потребители, тем меньшее их стремление к получению дополнительных ее единиц. Отсюда следует необходимость понижения цен для того, чтобы стимулировать увеличение закупок.

6. Закон убывающей отдачи. Иначе этот закон называют законом убывающего предельного уровня продукции, или законом изменяющихся пропорций. Он утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный объем продукции в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

7. Закон вмененных возрастающих издержек сводится к следующему: экономические ресурсы ограничены, не обладают совершенной эластичностью и взаимозаменяемостью и не всегда пригодны для полного их использования в производстве сопряженной и альтернативной продукции. Отсюда – необходимость увеличения ресурсов, переключаемых с производства одного вида продукции для получения дополнительных единиц другой продукции.

8. Закон определяющего влияния минимального ресурса. Оптимальные объемы и пропорции ресурсов определяют максимальный при данном их соотношении производственный результат. Важно стремиться к расчетному оптимуму как по наличию каждого вида ресурса в отдельности, так и к их сбалансированному соотношению при производстве каждого конкретного вида продукции. Однако в реальной практике экономические ресурсы являются ограниченными, и почти всегда бывает так, что один или несколько ресурсов находится в минимуме (в недостатке). Минимальный ресурс, не соответствующий нормативному размеру для производства конкретного вида продукции, вызывает непропорциональность соотношения всей совокупности ресурсов и даже вступает в противоречие с остальными. Для компенсации недостающего ресурса требуется завышенное использование других видов ресурсов. Поэтому минимальный ресурс вместо кажущейся экономии приводит к общему перерасходу материальных, финансовых и трудовых средств. Полной взаимозаменяемости факторов при производстве тех или иных видов продукции невозможно.

Объективные закономерности рыночной экономики. Изучение и применение экономических законов позволяет выявить ряд стабильных закономерностей, которые проявляются в ходе учета и использования законов, через которые реализуются законы или которые обнаруживают свое влияние параллельно с действием законов.

1. Стремление экономической системы к равновесию. Любая экономическая система независимо от методов управления – экономических, административных, правовых, рыночных – стремится в своем построении и развитии к равновесию.

2. Противоречивость развития экономической системы. В практике организации и функционирования экономического механизма проявляется масса различных несоответствий и противоречий, важнейшими из которых являются противоречия между структурными элементами производительных сил и составляющими производственных отношений, между методами, средствами и рычагами самого хозяйственного механизма, между системой управления и производства, между макроэкономическими и микроэкономическими инструментами регулирования производства, между развитием производства и развитием социальной инфраструктуры, между интересами государства (общества) и интересами товаропроизводителей, между государственными регулятивными механизмами и рыночными регуляторами, между воспроизводством и использованием производственных ресурсов, между интересами собственников (руководителей) и интересами наемных работников и др. Таким образом, все построение экономической системы состоит из противоречий.

3. Цикличность развития экономической системы. Любая экономическая система имеет этапы своего развития — от расцвета до стагнации, представляющие собой экономический цикл. Продолжительность цикла и соответствующих его этапов зависит от действенности, сбалансированности и адаптационной пригодности входящих в них элементов, факторов, методов и рычагов регулирования и саморегулирования.

4. Поглотительная способность, или предельная емкость, рынка. Суть настоящей закономерности характеризуется тем, что произвести и поставить продукции можно ровно столько, сколько возможно реализовать ее на рынке. Учитывая поглотительную емкость рынка и потребительскую возможность ее контрагентов. Производство продукции сверх поглотительной возможности рынка и покупательской потребности потребителей приводит к перепроизводству, падению цен, а, в конечном счете, к снижению доходов производителей и поставщиков.

5. Потребительская способность контрагентов рынка. Потребительскую способность контрагентов рынка можно назвать еще как покупательскую возможность потребителей. Покупательная возможность – это в конечном итоге, состоятельность государства обеспечить населению достаточные доходы и его способность гарантировать поступательный рост качества жизни людей.

6. Потребительская привлекательность (ценность) товаров. Потребительскую привлекательность (ценность) товаров характеризует максимальная сумма положительных и минимальное количество отрицательных свойств товаров, определяющих вместе их качество, потребительскую полезность, выгодность и безопасность. Потребительскую привлекательность характеризуют следующие факторы: стоимость (цена) продукции, качество, функциональная пригодность и долговечность пользования, незаменимость, внешний вид, безопасность, престижность и др.

7. Стимулирование заинтересованности (интересов) товаропроизводителей. Виды и формы материальной заинтересованности могут быть самыми различными: рост оплаты труда, участие в прибылях, увеличение процентов на паи собственности, приобретение акций, рост дивидендов, возможность расширения доли и воспроизводства капитала, возможность расширения частного дела и предпринимательства, выгодность вложения свободных средств в развитие производственной инфраструктуры и т.д.

8. Распределение доходов по труду. Эта закономерность требует учета необходимости распределения различных видов доходов от хозяйственной деятельности пропорционально затратам живого и овеществленного труда работников, предпринимателей, собственников и коллективов. Если распределение и присвоение доходов осуществляются без учета затрат труда (живого и овеществленного) и предпринимательских усилий, то это прямо вызывает деформации в экономическом развитии, снижение степени заинтересованности в эффективном труде, иждивенчество или стремление к нетрудовым доходам.

9. Возмещение и воспроизводство затрат материальных и трудовых ресурсов. Производство приобретает устойчивость, а экономика стабильность, если осуществляются непрерывные возмещение и воспроизводство использованных материальных и трудовых затрат. Причем воспроизводство материальных средств должно осуществляться с учетом прогрессивных изменений в технике, технологии и организации производства.

10. Наибольший эффект полной собственности. Известно, что полная собственность (на имущество, на средства производства, на получаемую продукцию, на формируемые доходы и т.д.) предполагает три основных вида правоотношений в их единстве – владение, пользование, распоряжение. Исключение из состава собственности хотя бы одного вида правоотношений, а тем более двух ведет к резкому ограничению прав, а значит, и степеней свободы действий товаропроизводителей и предпринимателей. Такое ограничение действий напрямую связано с потерей экономического эффекта. В этом – объективная закономерность, изменить или скорректировать ее в угоду субъективным целям невозможно.

Основные принципы развития рыночной экономики. Еще одна группа обязательных категорий – это принципы, или непременные правила и нормы, организации и ведения производства для достижения заданного эффекта. Без принципов (правил) невозможно учесть объективные закономерности, а тем более использовать объективные законы рыночной экономики.

1. Принцип свободной отрасли.

2. Принцип свободной зоны.

3. Принцип приоритетного развития сельского хозяйства.

4. Принцип базового значения (исходного состояния) сельского хозяйства при определении направлений, темпов и стимулов развития всей совокупности отраслей агропромышленного комплекса.

5. Принцип свободы самостоятельности и добровольности создания хозяйственных организаций и объединений по специализированному признаку.

6. Принцип прямого и равноправного партнерства сельскохозяйственных предприятий с любыми другими управленческими и производственными организациями, хозяйственными и государственными органами, с которыми имеются как горизонтальные, так и вертикальные связи.

7. Принцип устоявшейся культуры производства.

Основополагающие принципы коммерческого расчета. Творческий характер коммерческого расчета исключает его жесткую регламентацию, усиливает риск и указывает на необходимость обобщенного представления его сути. Для повышения эффективности коммерческого расчета достаточно использования общих положений, которые могут быть применимы в каждом конкретном случае. Это позволяет определить некоторые основные принципы коммерческого расчета:

1. Принцип целевого назначения коммерческой деятельности.

2. Принцип двойной эффективности коммерческой деятельности.

3. Принцип обратной зависимости.

4. Принцип баланса товарообмена и экономических интересов.

5. Принцип самоокупаемости.

6. Принцип заинтересованности в развитии творчества коммерческой и расширения сферы предпринимательской деятельности.

7. Принцип коммерческой тайны.

Важнейшие принципы конкуренции. Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций, основная из которых – выявление и установление рыночной или общественной стоимости и ценности продукции, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Конкуренция вызывает выравнивание индивидуальных стоимостей, оптимизацию издержек и соответственно дифференциацию размеров доходов и прибыли различных контрагентов рынка исходя из различий в эффективности производства. Поэтому были определены некоторые важнейшие принципы конкуренции:

1. Принцип наличия предмета конкуренции.

2. Принцип альтернативности вариантов.

3. принцип конкурентной среды.

4. Принцип многообразия субъектов конкуренции.

5. Принцип спроса.

6. Принцип отношений собственности.

7. Принцип запаса конкурентоспособности.

8. Принцип сочетания основной линии поведения предприятия (товаропроизводителей) на рынке с мобильностью и гибкостью производства.

8. Принцип риска.

9. Принцип окупаемости и мотивации предпринимаемых усилий.

10. Принцип законности используемых методов и приемов.

11. Принцип обязательности рекламных и пропагандистских обещаний, полной выполнимости обязательств, честности договоров и строгой ответственности за нарушение экономических отношений.

Классификация рынков. Классификация рынков возможна по различным признакам, в том числе в зависимости от масштаба (мировой, национальный, региональный рынки) и вида товаров и услуг. Но при этом необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними имеют весьма условный характер. Достаточно типичными с данной точки зрения являются проблемы, возникающие при выделении национальных и региональных рынков и проведении политики правительства, направленной на защиту собственных рынков – политики протекционизма.

Роль государства в период перехода к рынку. Опыт рыночных преобразований в нашей стране и некоторых других, прежде всего, восточно-европейских странах, показывает, что одной из основных задач государства в условиях в условиях переходного периода является правовое обеспечение проводимой экономической реформы. Переход к рыночным отношениям требует существенного изменения и дополнения действующей нормативно-законодательной базы. При этом один из центральных вопросов – реформирование отношений собственности. Как показывает мировой опыт, государственные предприятия могут быть полноценными участниками рыночных отношений, строя свою политику так же, как и частные предприятия, в соответствии с законами спроса и предложения. Однако, что касается эффективности их функционирования, то имеется ряд доводов в пользу проведения скорейшей приватизации, рассматриваемой в качестве существенного способа ее повышения.

Во-первых, в соответствии с принципами либеральной экономической концепции государство рассматривается в качестве наименее эффективного производителя, что позволяет ставить задачу максимального устранения государства от вмешательства в хозяйственную жизнь.

Во-вторых, достаточно проблематичной является неотвратимость воздействия рыночных механизмов и, в частности, банкротства на государственные предприятия.

В-третьих, один из доводов в пользу массовой приватизации связывается именно с особенностями переходного периода, когда одновременное сосуществование, например, мощного государственного сектора и развивающегося частного будет приводить к тому, что при условии установления жестких ограничений на развитие процессов приватизации источники для формирования частных капиталов и развития частного предпринимательства будут складываться преимущественно за счет незаконной перекачки средств и материальных ценностей (в тех или иных формах) из государственного сектора в частный.

Реформирование отношений к собственности.Формирование государственной политики по преобразованию отношений собственности в переходный период происходит под влиянием различных и порой противоположно воздействующих факторов: с одной стороны, это вполне понятное желание расширить действие рыночных критериев, освободив государство от вмешательства в хозяйственную жизнь, с другой, — не менее объяснимое объяснение опасение того, что нерегулируемое воздействие рынка может привести к необратимому (и непредвидимому) разрушению экономического потенциала страны. В этой связи возникают два вопроса: методологический и практический. Первый можно сформулировать следующим образом: может ли свободное действие рыночных сил привести к такому снижению экономического потенциала страны, которое было бы неоправданным даже с точки зрения рыночных критериев? Второй связан с поиском тех форм государственного регулирования и государственной поддержки, прежде всего процессов структурной перестройки производства, которые отвечали бы особенностям переходного периода.

Модели развития рынка.Являясь ключевым элементом рыночной экономики – рынок претерпевает в различных станах определенные трансформации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.

Японская модель рынка. Тяготеет к «корпоративному патернализму» (от лат. paternus – отцовский) как форме социально-экономической политики, выражающейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся.

Американской модели свойственна тяга к классической – инициативной схеме рыночной экономики (от франц. Initiative, лат. initium начало, как внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).

Французская модель тяготеет к государственному «дирижизму» (от франц. diriger – управлять) как форме управления, направленной на отражение в системе личностных особенностей руководителя, понимании им существенных характеристик нововведений.

Немецкая рыночная экономика берет за основу «социально-рыночное хозяйство», ключевыми элементами которого являются «свобода потребления» и «принудительное распределение». Сильная социально-экономическая политика возникает в условиях нестабильности государства. Немецкая модель капитализма гораздо больше подходит для достижения успеха на нынешних мировых рынках.

Определение рыночной экономики

Рыночная экономика — это экономическая система, опирающаяся на принципы свободного предпринимательства и конкуренции, рыночного ценообразования и многообразия форм собственности.

Благодаря рынку каждый день в мире совершаются миллиарды экономических операций – люди покупают, продают, производят и потребляют товары и услуги в огромном количестве. Это стало возможно благодаря свободному товарообороту.

Условия для работы рынка

Для осуществления свободного товарооборота и, соответственно, функционирования рынка, необходимо выполнение пяти условий:

  1. Нерегулируемое (свободное) предложение. Производитель должен иметь право сам решать: что, каким образом и в каких количествах производить.
  2. Нерегулируемый спрос. Потребитель должен иметь право самостоятельно принимать решение о том, какие экономические блага, у какого производителя, как и сколько ему покупать.
  3. Нерегулируемая цена. Цены на товары и услуги должны полностью зависеть от соотношения спроса и предложения.
  4. Конкуренция. Товаропроизводители должны находиться в состоянии постоянного соперничества друг с другом (борьбы) за покупателя — производители не могут конкурировать уходят с рынка.
  5. Свободная предпринимательская деятельность. Государственная система не должна препятствовать производителям в выборе стратегии правомерной экономической деятельности и её осуществлении.

Законы рынка

Рынок, как и всякий механизм, работает по определенным законам. Законы рынка основаны на условиях, необходимых для его функционирования. Выделяют четыре главных закона.

Закон спроса

Если увеличить стоимость товара, не изменяя прочих его характеристик, спрос на этот товар упадёт.

Помимо ценового фактора, на спрос влияют изменения в:

  • уровне доходов населения;
  • структуре населения;
  • ценах на другие блага;
  • сфере предпочтений покупателей и др.

По мере увеличения стоимости товара, количество, предлагаемой рынком продукции, будет также увеличиваться (при том, что прочие условия останутся неизменны).

Неценовыми факторами, влияющими на величину (количество) предложения являются:

  • изменение уровня расходов на производство;
  • появление конкурентов, производящих схожую продукцию;
  • изменение политической ситуации;
  • природные и техногенные катаклизмы.

Закон равновесной цены

Равновесная цена будет установлена, если будет достигнут баланс между спросом и предложением.

Равновесная цена – цена на продукцию, одинаково удовлетворяющая и производителя и покупателя.

Закон конкуренции

Товаропроизводители находятся в состоянии постоянной борьбы друг с другом за потребителей. Для того, чтобы склонить их к выбору своей продукции, производители совершенствуют производство, через:

  • пересмотр издержек производства;
  • снижение себестоимости;
  • улучшение качества товаров и услуг;
  • расширение ассортимента;
  • увеличение производительности труда;
  • переориентацию рынков сбыта;
  • применение новых маркетинговых приёмов и др.

Классификации рынков

В экономической теории выделяют множество критериев для характеристики структуры рынка. Самыми распространенными являются следующие классификации:

  • по товарным группам: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок материалов и сырья и др;
  • по географическому охвату:местные (локальные), региональные, национальные, мировой;
  • по характеру конкуренции выделяют: монопольный рынок (полное отсутствие конкуренции), олигопольный рынок (несколько производителей, которые делят рынок между собой), рынок монополистической конкуренции (относительно большое число производителей, которые предлагают потребителям продукцию со схожей характеристикой), рынок совершенной конкуренции (множество компаний предлагают идентичные (одинаковые) товары или услуги);
  • по уровню насыщения продукцией: равновесный, дефицитный рынок, избыточный рынок;
  • по законности продаж: легальный и нелегальный ( теневой, “черный”);
  • по характеру продаж: оптовый и розничный.

Классификация по объемам рынка

  1. Рынок потребительских товаров: продовольственные и промышленные (непродовольственные) товары.
  2. Рынок факторов производства (рынок производства): рынок труда, рынок средств производства, рынок земли, рынок капитала.
  3. Финансовый рынок: денежный рынок (кредиты и ссуды), рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя, чеки и др.).

Функции рынка

Регулирующая функция

Капиталы перетекают из менее выгодных отраслей экономики в более выгодные, приводя в равновесие спрос и предложение.

Ценообразующая функция

В процессе взаимодействия потребителей, задающих спрос, и производителей, создающих предложение, на рынке формируется цена.

Стимулирующая функция

Рыночные механизмы побуждают производителей совершенствовать производство необходимых обществу экономических благ.

Информационная функция

Рынок даёт всем экономическим субъектам информацию о количестве товаров и услуг, качестве продукции и её ассортименте.

Посредническая функция

Рынок образует связи между производителями и потребителями, и обеспечивает их взаимодействие.

Санирующая функция

Рынок самостоятельно избавляется от неэффективной хозяйственной деятельности.

Вывод

Рыночный механизм является наиболее эффективной формой организации экономической жизни общества. Он приносит выгоду всем субъектам экономических отношений почти в равной степени.

Конкуренция между товаропроизводителями позволяет потребителям покупать необходимое им количество качественной продукции по приемлемой цене, производителям — получать прибыль и совершенствовать производство, а экономической системе — развиваться.

Помимо прочего, рынок способствует развитию не только экономической сферы жизни общества, но и политической, духовной и социальной.

Рынок: условия функционирования, виды, законы и функции обновлено: 16 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру